Tuesday, November 26, 2024

Image Module (2)

Ханкайский заповедник

  

Краткая справка:

Источник: http://www.floranimal.ru/national/park.php?pid=53
Карта - http://wetlands.oopt.info/khanka/map.jpg
Заповедник «Ханкайский» расположен на территории Ханкайского, Хорольского, Черниговского, Спасского, Кировского и Лесозаводского районов Приморского края. Заповедник занимает пределы центральной части Западно-Приморской равнины на Приханкайской и Присунгачинской низменностях.
На территории заповедника находятся: часть акватории озера Ханка,  пойменные, плавневые и дельтовые озера его побережий, ряд впадающих в него рек. Длина озера Ханка 87 км, максимальная ширина – 67 км, средняя глубина – 4,5 м, наибольшая глубина – 10,6 м. Общая площадь водной поверхности Ханки (без озера Малая Ханка и дельтовых озер Тростниковое, Протока и Крылово) составляет при среднем многолетнем уровне воды 4070 км2. Другие озера дельты – отмежевавшиеся заливы Ханки с изрезанными низкими сплавинными берегами. В озеро Ханка впадает несколько рек, а вытекает только одна – река Сунгача, впадающая в р. Уссури и, таким образом, связывающая его с Амурским бассейном. Основными реками являются Спасовка, Илистая, Мельгуновка, Комиссаровка, Большие Усачи. Второстепенные реки Грязнуха, Красная, Белая, 1, 2, 3-й Ерики – небольшие и неглубокие. Русла некоторых из них извилистые и местами теряются среди плавней.
Наиболее крупные торфяные болота расположены на восточном побережье оз. Ханка на участках «Журавлиный» и «Речной» и на участке «Чертово болото» на Присунгачийской низменности.
На прилегающей к границе территории Китайской Народной Республики в бассейне озера Ханка также имеется заповедник, хотя режим природопользования в нем существенно отличается от российского. Тем не менее в 1996 г. принято решение о создании на основе этих двух заповедников международного заповедника.

         Более подробно о заповеднике можно также прочитать на его собственном сайте.

        Проснувшись поутру, обнаружили, что спали всю ночь действительно на берегу озера – до воды было всего каких-то 50 метров. Позавтракали обильно на свежем воздухе, прослушали ознакомительный рассказ о заповеднике и стали собираться в экскурсию по озеру.
        Сначала с нами провели инструктаж о правилах поведения на воде и в погранзоне, потом всем выдали спасательные жилеты и рассадили по лодкам. Через узкий заиленный канал инспекторы вывели на руках лодки на озеро, далее подработали шестами, чтоб отойти от берега, а уж потом опустили моторы и … понеслись.
        С погодой нам в тот день очень повезло – солнечно и безветренно. Несмотря на это, лодки, подняв носы, скакали по мелким волнам, как по стиральной доске, поднимая тучи брызг. Вдруг одна из лодок резко сбросила скорость – винт намотал браконьерскую сеть. Инспекторы показали нам наплавающие то там, то сям прозрачные пластиковые бутылки, играющие роль буев, показывающих, где стоит сеть. Если бы не наша группа, инспекторам пришлось бы остановиться и попытаться составить протокол, тем более, что сеть находилась прямо напротив какой-то турбазы (берег-то не заповедный), но приняли решение продолжать движение и вернуться к сетям позже. (Тут правда нам рассказали, что обычно в таких случаях, когда браконьеров не взяли прямо на месте со снастью и с рыбой, то найти владельца орудия промысла невозможно, никто, конечно, не признается, соответственно, и составить протокол не удается.. И забрать сеть просто так нельзя. На следующий же день в прокуратуре будет лежать заявление с просьбой найти тех, кто украл сеть.).
        Поехали дальше... Минут через 20 , двигаясь в направлении устья впадающей в озеро речушки под названием Илистая, оказались среди зарослей осоки, из которых то там, то сям взлетали стайки уток и отдельные цапли. Подобраться на расстояние хорошего фотокадра ни к кому так и не удалось, но попытка того стоила. Поплавав так и повспугивав птиц, доплыли до зарослей лотоса. Наверное, когда он цветет – это фантастическое зрелище. Но в этот период года среди огромных листьев лотоса вверх торчали созревшие коробочки с семенами, которые в высохших коробочках гремят, как в погремушке. Листья лотоса обладают замечательным свойством отталкивать от себя падающую на них воду, и будь, они чуть больше, думаю, легко бы выдержали вес человека.Видели также плавающие в озере растения под названием «водяной каштан», которые китайцы тоже едят, добавляя в суп. Хорошо, что здесь заповедник и их сюда не пускают.
        Пока плавали, солнце поднялось высоко, и неумолимо приблизилось время обеда, который в этот день был запланирован на одном из кордонов заповедника. Мы доехали до симпатичной бухты с хорошим сходом на песчаный берег, усыпанный обломками огромных ракушек. Девчонки тут же бросились купаться. Передохнули полчасика, и нас позвали на обед. Поднявшись от бухты на высокий берег, по тропе среди высокой травы дошли до кордона, представляющего собой, по сути, хутор, стоящий в гордом одиночестве на берегу озера Ханка. Длинный стол уже был накрыт на улице. Хозяйка расстаралась. Дары озера были представлены в виде огромного котла потрясающей ухи и печеной и жареной рыбы, такой фантастической вкусноты, что добавку просили даже те дамы, которые обычно этого не делают. А поскольку, как известно, рыба по суху не ходит, а мы, в целом никуда не торопились, то количество поднятых тостов за хозяев, заповедник, директора и WWF настолько перевалило за обычное количество, что после этого обеда на свежем воздухе, пришлось немного вздремнуть на травке. С большим сожалением расстались с гостеприимными хозяевами, уже 15-ый год живущими на этом кордоне и на закате солнца вернулись на базу.
        На раннее утро была запланирована пешая экскурсия с целью посмотреть на обитающих в заповеднике пернатых, но я лично на нее не пошел, потому что спать очень хотел. Поэтому про экскурсию пусть расскажет кто-нибудь другой, а я покажу сделанные на озере фотографии.
        А после завтрака мы покинули берег озера Ханка и отправились в Спасск-Дальний в главную контору Ханкайского заповедника. Честно говоря, если бы я не знал, что это контора заповедника, я подумал бы, что мы приехали в офис какой-нибудь крутой преуспевающей компании, - так все здорово и продуманно все там сделано. И круглосуточная охрана, и видеокамеры, даже собачья будка – на колесах. Реально – директор заповедника Сушицкий Юрий Петрович, сопровождавший нас до этого во время поездки по озеру, – молодец!!
        Завершив программу в Спасске-Дальнем, мы отправились дальше – в Уссурийский заповедник, но по дороге, купив прямо на дороге из кузова грузовика у корейцев пару местных вкусных приморских арбузов, заехали в еще одно достопримечательное место – расположенный недалеко от Спасска-Дальнего у с.Гайворон тигриный питомник, «скрывающийся» под вывеской Зоологического стационара БПИ ДВО РАН, или Центра изучения жизни амурских тигров БПИ ДВО РАН, чтобы хоть посмотреть вблизи на живого уссурийского тигра. Честно говоря, ощущения от посещения этого питомника остались своеобразные. Тигры там, конечно красивые, и удалось посмотреть на них в лесном  вольере с расстояния 5-10 м, но вот остальные животные (медведи, рыси, лесные коты, волки) там содержатся, как в зверинце. Жаль, что нищета нашей жизни не позволяет создать достойные условия для содержания изучаемых животных. Фотографировать там не разрешается, поскольку  желающие могут приобрести на месте уже готовые фотографии, часть из которых я представляю Вашему вниманию.


        После Тигриного питомника наш путь лежал в Уссурийск и в Уссурийский заповедник.