Tuesday, November 26, 2024

Image Module (2)

Сторонники WWF на Южном Урале.

Становятся уже доброй традицией ежегодные августовские поездки сторонников WWF по родной стране, а точнее на передний край борьбы за сохранение дикой природы – в российские заповедники и национальные парки.

Вот и в этом году группа сторонников «Хранителей Земли» в количестве 15 человек, возглавляемая руководителем программы по созданию сети сторонников Викторией Синицыной, отправилась на Южный Урал - в Башкирию и Челябинскую область, чтобы своими глазами увидеть красоту этих мест, познакомиться с замечательными людьми, которые, преодолевая известные всем российские трудности, охраняют оставшиеся островки дикой природы.

Вспоминая эту поездку, хочу начать с конца.

В предпоследний день путешествия во время прощального ужина на озере Зюраткуль по инициативе очаровательной Елены Колесник участники поездки сыграли в своеобразную игру – все должны были назвать 3 наиболее запомнившиеся события этого путешествия.

Результаты получились довольно любопытные.

Многие сразу же вспомнили, как в первый день, приехав на берег реки Белая в заповедник «Шульган-Таш», дружно и слаженно под сильнейшим ливнем все вместе разгружали из прицепа багаж, передавая сумки, чемоданы и рюкзаки из рук в руки по живой цепочке, едва прикрытой захваченными из дома зонтиками. Учитывая, что это был первый день и все только начали знакомиться и притираться друг к другу, то, даже если бы была хорошая погода, этот ливень надо было бы придумать, потому что совместные действия в экстремальных условиях, как известно, сближают людей, вырабатывая у них чувство локтя и командный дух.

После этой разгрузки, взаимная выручка и поддержка в Каповой пещере уже воспринимались как нечто само собой разумеющееся . Поход в пещеру Шульган-Таш (Капову пещеру) стал еще одним событием, запомнившимся всем участникам, поскольку это было реальное испытание, как моральных, так и физических сил. Кромешная темень, садящиеся батарейки в фонариках, под ногами то вязкая, хлюпающая глина, то скользкие острые камни, с которых, того и гляди, соскользнешь в какую-нибудь дыру. А знаменитый «шкуродер» на втором ярусе, для преодоления которого пришлось ложится плашмя в ту самую хлюпающую трясину. И адреналин в крови, от которого потеют очки, и дружеская рука, поддерживающая тебя в этот самый момент, когда и с фонарем ничего не разглядеть.

Преодоление, преодоление – и мамонтенок на стене, написанный неизвестным доистор ическим охотником, который идет слева направо, в отличие от всех остальных наскальных зверей… И восторг, когда наконец видишь солнечный свет на выходе, и можешь, наконец, смыть с себя, стоя по колено в реке Белой, полузасохшую пещерную глину…

Последовавший на следующий день сплав по Белой на надувных катамаранах завершил формирование коллектива в единую команду. Все окончательно сдружились и до самого конца в коллективе не было ни одного недоразумения, за что всем огромный респект, т.е. уважение.
Запом нились всем и восхождения, сначала на скалы над Каповой пещерой, откуда был такой вид на излучину Белой, что дух захватывало, потом во время сплава – к гроту, где столкнулись с гадюкой, гревшейся на камушке, потом , - уже в Башкирском госзаповеднике, восхождения на холмы, покрытые лесом и можжевельником, где нашли правый и левый рога от двух разных огромных маралов.

Да, да, чуть не забыл про мед, знаменитый башкирский мед, вкус которого, в особенности бортевого, да еще и добытого мастером-бортником у нас на глазах, до сих пор на языке, как напоминание о необходимости еще раз когда-нибудь вернуться в эти края.
А привольная жизнь на кордоне имени Макарова (лесника, прожившего на этом кордоне много лет), где текла к Белой такая живописная, перегороженная упавшими соснами , почти пересохшая река Кага, к которой на водопой на рассвете ходили стреноженные лошади. И праздник сабантуй, который устроили для нас гостеприимные хозяева, и «скачки» на лошадях, и народные башкирские игры. А баран, мастерски приготовленный Славой на углях… (До сих пор слюнки текут!). И звездное небо над кордоном, высокое и бездонное, где Млечный Путь, как Белая река, течет вдалёко издалека.
Конечно же многие сейчас вспомнят и Миасс, стоящий на чистейшем огромном пресноводном озере Тургаяк, в котором наши девчонки купались, как только представлялась малейшая возможность, и великолепный музей минералов в Ильменском заповеднике, и Златоуст с его художественными и оружейными мастерскими, где многие прикупили на память знаменитые златоустовские ножи, которые потом вывозили домой с командиром самолета и получали потом в спецкомнате в московском аэропорту.

И кто же забудет высокогорное озеро Зюраткуль, где мы мирно уживались с группой молодых спортсменов на турбазе «Синегорье» и сотней туристов, разместившихся в палатках по всем окрестным перелескам. А как нам готовил Сергей, сотрудник национального парка!.. Пальчики оближешь!
Девчонки наши и в этом озере купались всегда, когда выпадала свободная минутка. Для желающих была даже специально организована рыбалка, результаты которой, несмотря на вкусных червяков, накопанных на рыбацком лесном огороде, и манку, сваренную тут же на костре, показали, что настоящий рыбак (даже рыбинспектор) никогда не покажет, где на самом деле рыба водится. Хотя, может, просто ловить надо уметь? Но зато рассвет над озером был потрясающий.
Многие, конечно, запомнили поездку в г.Сатки и, особенно, трогательную встречу с детишками из Клуба друзей WWF.
С улыбкой вспоминаются и архитектурные изыски местного авторитетного предпринимателя Китова. С размахом человек!
И конечно же на протяжении всего путешествия все всегда ждали окончания ужина, чтобы собраться вокруг костра и подпеть под гитару кто как умеет Михаилу, который своим приятным баритоном каждый вечер дарил нам всем радость общения и сопричастности.

И еще. Мы всегда с большой теплотой будем вспоминать чудных людей, которые помогли Виктории организовать такую замечательную поездку – сотрудников Уральского оффиса WWF – Зилю, Ильсафа и Славу – абсолютно надежных и очень симпатичных.

Рахмат и спасибо!!!

Придется переприехать!!!

А фотографии из этой поездки можно посмотреть здесь.